/// БГИМЦ /// НАЗАД ///

 

« Педагогика важнее экономики»…


Методист БГИМЦ Л.А. Катровская


Начало ноября 2013года  ознаменовалось встречей педагогической общественности   Брянщины с известным педагогом – практиком,  директором центра образования №109 Москвы, разработчиком нового профессионального стандарта педагога, доктором  педагогических наук, Евгением Александровичем Ямбургом. Свое выступление  перед педагогами он начал со стратегии и тактики образования в 21 веке, которая отсутствует как таковая, подменяясь экономикой и управлением  школой.  В сложившейся ситуации дети начинают « мешать» педагогам выполнению их прямых обязанностей.

Никакое Сколково не поможет изменить ситуацию интеллектуального прогресса  в стране, не поможет реализовать перемены в сложившейся ситуации. Только школа сможет  их осуществить, выстроив ценностную вертикаль,  каждый будет « начинать с себя», а  экономика станет «гуманитарной».   Даже главный реформатор Гайдар признал, что « не может быть  рынка там, где процветает взяточничество».

Евгений  Александрович определил несколько десятков вызовов человечеству в 21 веке, который будет еще более сложным, чем век 20. Первостепенной проблемой можно считать проблему «генетической усталости», которая заключается в обратной стороне медицинского прогресса (выхаживании недоношенных младенцев, « старением населения», отказом от рождения детей в пользу повышения собственного благополучия и комфорта, поздним вступлением в брак рождением единственного ребенка). Общество уже расплачивается за это увеличением детей олигофренов, инвалидов, аутистов, гиперактивных детей и т.д. Оптимизация заставляет сокращать психологов, др. специалистов, оставляя учителей один на один с такими детьми.

Еще одна из сложнейших проблем -  межэтнические и межконфессиональные противоречия (приток в школы таких детей, для которых русский язык не родной), порождающие мировоззренческие, нравственные кризисы. Растет протест и даже ненависть в обществе, поэтому задача школы -  снизить ее накал, научить сосуществовать вместе, воспитав толерантность или как определил  Ямбург,  «великодушие». По данным социологов,  ненависть к богатым, лицам кавказской национальности и еще более к инвалидам, старикам -признак фашизации общества.

Для исправления ситуации необходим деятельностный подход. В фильме, который был показааан Ямбургом,  хорошо показано, как здоровые дети вместе с детьми инвалидами вместе дрессируют собак, «общаются» с лошадьми, получая возможность взаимного общения. Дети в Центре Ямбурга учатся доброте, ухаживая за ветеранами войны, организовав для них парикмахерскую, где сами и работают. В сочетании с коррекцией здоровья, медико – психологическим сопровождением, это должно гармонизировать социальную и обучающую задачу школы, причем выявлением детей с патологиями нужно заниматься на самых ранних этапах  его развития. Все это требует больших затрат и усилий, но как заметил ученый, тот, кто экономит на школах, будет строить больше тюрем» , где содержание каждого – 360 тысяч рублей в год.

В школе Евгения Александровича воспитывается и интеллектуальная элита, для  чего используются   разные  педагогические технологии под каждого ребенка индивидуально, умело  сочетающие  и дифференциацию и интеграцию.

Охарактеризовав  ведущие  в разные  периоды нашей истории   теории педагогики,  Е. Ямбург отметил, что когнитивная парадигма ( передача ЗУН) и последовавшая за ней личностная парадигма, опирающаяся на учет  особенностей психики ребенка, ( а еще и компетентностная и культурологическая),  должны сочетаться  так, чтобы встраиваться в ведущую парадигму, по которой работают в школе. В Центре действует личностная , но выделяются и когнитивная и культурологическая.

Ямбург познакомил аудиторию с практикой работы Центра, поделился своими успехами и достижениями, пожелав всем оптимизма в нашем трудном деле. И еще раз пришел к убеждению, что педагогика важнее экономики.




 

   

 

 

© МБОУ "БГИМЦ" 2012-2013