/// БГИМЦ /// НАЗАД ///

 

Участие в профессиональных конкурсах как элемент совершенствования педагогического мастерства

Перепечко Е.М.
заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ № 46 г. Брянска                                                                    


    


Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т.к. дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным сообществом его педагогической деятельности, поощрение, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания.
 Конкурсы педагогического мастерства позволяют педагогу «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.  Участие в конкурсах педагогического мастерства  влияет на приобретение  опыта, который определяет становление  специалиста, построение собственной успешной траектории профессионального развития, достижение более высокого уровня социальной и гражданской значимости в обществе. Опытом участия в профессиональных конкурсах разного уровня поделилась на августовской конференции  учителей биологии г. Брянска
 учитель высшей категории, заместителя директора по ВР
МБОУ СОШ № 46 г. Брянска Перепечко Е.М.

«Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная  президентом  от 4.02.2010 , указала ряд направлений, реализуемых сегодня образованием. Наряду с переходом на ФГОС, развитием системы  поддержки талантливых детей, изменением школьной инфраструктуры.
        Путей совершенствования педагогического мастерства учителя множество: самообразование, повышение квалификации, аттестации, распространение педагогического опыта, участие в  профессиональных конкурсах. О профессиональных конкурсах поговорим более подробно.
   Педагогических конкурсов сегодня огромное множество. Я бы разделила их на 3 группы:
1.    Заочные конкурсы, в т.ч. существующие   на просторах интернета.
2.    Конкурсы, в которых   представлен результат профессиональной  деятельности за определенный срок  и отражен в портфолио . Например, «конкурс лучших учителей города,  региона,  РФ» и т.д.
Конкурсы, где необходимо «вживую» продемонстрировать опыт профессиональной деятельности: «Учитель года», «Лидер в образовании», «Мой лучший урок», и т.д. В этих конкурсах вряд ли педагог ставит цель получить материальное вознаграждение.
Перед тем как принять участие в любом из этих конкурсов,  педагог, наверняка, задает 3 вопроса «Что?», «Зачем?», «Как?».  
     «Конкурс – ЧТО это такое? ЗАЧЕМ он мне нужен? КАК это сделать?», особенно, если это конкурсы «вживую».  Я собрала ответы на поставленные вопросы на просторах интернета и среди коллег – участников конкурсов в (нашей школе из 56 учителей  участников -13). Вот что получилось:

     «Конкурс – ЧТО это такое?» Большинство источников утверждает, что это – смотр педагогических талантов. Это  действительно так. Но для каждого участника конкурс – это что-то особое, личное.
   Для меня это был конкурс с самой собой,  своей ленью, размеренным образом жизни. А еще это была реализация профессиональных и личностных амбиций.
   Конкурс – это тренинг профессиональный, личностный. Это толчок для участия в других соревнованиях, конкурсах.
  Конкурс - это соревнования со своим страхом, боязнью выступить перед большой  или новой аудиторией.
 Еще  конкурс- это возможность узнать, какой ты учитель, возможность реализовать себя,  выйти во внешнюю среду.
Конкурс - это азарт, интерес.  

   ЗАЧЕМ нужен конкурс?
 Сразу отвечу, что все, что ты делаешь, не проходит бесследно. Это огромный опыт.  
1.    Самообразование. Самовоспитание. Саморазвитие Самосовершенствование.
 При подготовке к конкурсу каждый участник окунается в море информации. Исследует, обрабатывает, систематизирует огромный пласт материала, включаясь в исследовательскую работу.
2.    Реализация творческого потенциала. Многие открывают в себе творческие способности, демонстрируют свой опыт.
3.    Новый круг общения на профессиональном уровне.  Часто для подготовки участника сплачивается, а потом дружит целая команда единомышленников.
4.    Мотивация к дальнейшему профессиональному и личностному росту:
- публикации методических разработок;
- участие в конференциях, конкурсах;
- разработка и совершенствование сайтов;
-обучение на курсах повышения квалификации, в т.ч.  онлайн – курсах;
       5.  Изучение передового педагогического опыта, переработка  опыта коллег - это  открытие нового для себя.   
    6. Повышение статуса, иногда – должности. Среди моих коллег участники профессиональных конкурсов повысили квалификацию, получили гранды, стали руководителями, заместителями директоров, даже депутатами.

«КАК?»  на этот вопрос ответит каждый самостоятельно, кто примет участие в конкурсе.


© МБОУ "БГИМЦ" 2012-2015