/// БГИМЦ /// НАЗАД ///

 

Системно-деятельностный подход на  уроках естественно-научного цикла
как основа методологии ФГОС

Методист МБОУ БГИМЦ  Л.А.Катровская
РМО учителей географии Володарского района    Ж.О. Деркачева                                                                     



    



 

18 февраля 2015 г. в МБОУ «СОШ №25» г. Брянска успешно прошёл городской семинар учителей биологии и географии по теме «Системно-деятельностный подход на  уроках естественно-научного цикла как основа методологии ФГОС». В семинаре принимали участие заместитель  директора по научно-методической работе Гребнева  Вера  Викторовна, методист МБОУ БГИМЦ Катровская Лилия Александровна, учителя биологии Светлана Владимировна Жучкова, Ковалева Елена Михайловна и учитель географии, руководитель РМО Володарского района,  Жанна Олеговна Деркачева.

Светлана Владимировна провела открытый урок в 10Аклассе по теме «Биотехнологии. Методы биотехнологии».

Урок начался с актуализации и постановки проблемного вопроса о современных методах использования живых организмов, задачах современной биотехнологии. Формулирование целей урока происходило совместно с учащимися.

В ходе изучения нового материала использовались  опережающие сообщения учащихся и  мультимедийные средства , формировались понятия темы урока: «генная инженерия», «плазмида».

В качестве закрепления первоначальных знаний учителем было предложено выполнение практической работы по моделированию процессов построения векторов. После ее проверки учащиеся работали с презентацией «Получение трансгенных растений и ГМО», по  результатом  работы были сформулированы  выводы по проблеме использования трансгенных продуктов. Далее учащиеся рассмотрели основы клеточной инженерии и промышленных биотехнологий.

В целях закрепления изученного учащимся было предложено тестовое задание и взаимоконтроль; после выставления оценок и получения домашнего задания произошел обмен мнениями и рефлексия.

Учитель биологии высшей категории Ковалева Елена Михайловна провела открытый урок в 8 классе по теме «Сердце. Работа сердца»

Урок начался с  вопросов - загадок о сердце и чтении стихотворения Эдуардаса Межелайтиса «Что такое сердце?»
В ходе изучения особенностей строения сердца и его функций, учащимся предстояло ответить на  проблемный вопрос: «Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни?»

Школьники изучали строение сердца при помощи таблиц, мультимедийных схем, работали с текстовыми материалами в группах и парах, анализировали видеосюжет американского кардиолога о строении и работе сердца, выполняли задания на первичное закрепление опорных понятий, участвовали в эксперименте по подсчету пульсации в состоянии покоя и движения.

Все восьмиклассники с удовольствием отвечали на вопросы учителя, активно обсуждали проблемные задания. В конце урока школьники вспомнили известные поговорки и пословицы о сердце и его значении, провели рефлексию с целью определения интересных, сложных, важных моментов изучения данной темы. Учитель географии высшей категории  Деркачева Жанна Олеговна провела открытый урок в 6 классе по теме "Воды суши. Реки"

Урок открыл поэтический оргмомент, настраивающий учащихся на плодотворную и конструктивную  работу. Актуализация и постановка проблемы происходилио  под музыку текучей воды и вопросов- загадок о реках мира, после чего учащиеся самостоятельно определили тему и цели урока.

При использовании мультимедийной презентации школьники, подготовившие опережающие задания, читали стихи о великих реках, называли их. В ходе изучения материала шестиклассники совместно с учителем формировали понятия о частях речной системы , а также составляли опорный план-конспект урока. По мере освоения понятий, в парах были выполнены три практических задания с использованием карт атласа.

В середине урока учителем была проведена физкультминутка, созвучная с темой урока:

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)

Учащиеся работали с текстом учебника и определениями терминов, находили на карте крупные реки и их притоки, определяли режим и питание рек, виды хозяйственного использования и экологические проблемы водоемов.

В качестве закрепления ребята выполнили тестовое задание, которое после урока проверялось  учителем.  В завершении  был подведен итог с акцентом на цитату Л. Н. Толстого, который сравнивал реки с людьми, далее учащимся предложено дифференцированное домашнее задание и проведена рефлексия с целью определения характера атмосферы на уроке (свое настроение и впечатления от урока шестиклассники выразили в виде смайликов.)

Каждый из уроков прошёл на качественном методическом уровне с  реализацией системно-деятельностного подхода соответствующего ФГОС второго поколения  получил высокую оценку участников семинара.

 Интерактивное обсуждение увиденного в контексте проблемой  семинара происходило в ходе  дискуссии за круглым столом.  Участники семинара обсудили деятельностную форму обучения и воспитания, продемонстрированную учителями МБОУ СОШ №25, соотнесли требования стандарта к результатам основного общего образования в соответствии с ФГОС и возможности их достижения средствами предметов  естественнонаучного цикла.

   Подведение итогов семинара показало, что его цель мероприятия достигнута. Учителя пришли к выводу, что требования к результатам освоения основной образовательной программы вполне можно выполнить, применяя современные технологии и методики обучения и актуализируя потенциал учебного предмета.

По результатам анкетирования все участники отметили хорошую организацию семинара, значимость, важность, содержательность и глубину полученной информации.

Исследование мнения гостей показало, что они полностью удовлетворены содержанием работы семинара. Коллеги поблагодарили выступающих и организаторов семинара.

                                             

        

 

 

 

© МБОУ "БГИМЦ" 2012-2015